Гармонизация ki


В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а сейчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия - признаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.
Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я посетил центры айкидо в разных странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу, который тогда говорил:
"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек".
Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: "Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу айкидо и современного Запада.
Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, очень приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится легко.
Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков, мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства, проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе, разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая возможность представляется реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо быстро развивается. Если рассматривать технику айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основателем и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.
Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием , она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сочетании с национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как метафизический принцип в нескольких школах китайских мыслителей. Ki считалась, например, основным принципом гармонии, и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций), движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы).
Термин ki никогда не был четко определен. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и янь, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.
В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия ( ) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.
Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме.
Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".
Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki, в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.
Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и духовные возможности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.
Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho chushaku, труду школы Кито: "Kito означает под`ем и падение. Под`ем соответствует форме ин, а падение - форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума, ритмичность в сочетании силы и гибкости показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счет ki. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ki достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону и он падает за счет нее сам. В этом суть победы над врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счет этого слабый побеждает сильного."
Чтобы проиллюситрировать значение ki в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие определенные точки зрения: " Возможность победы зависит от ki. Внимательно следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой возможность победы. В дзен в этом случае говорят о "возможности проявления дзен". Возможность победы дает ki, которая спрятана и открыто не проявляется (Heiho kaden sho).
"Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ki. Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в системе ин и янь. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во все сущее жизнь через посредство ki. Ki - это зарождение жизни, и когда ki покидает форму, наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)".
Теперь давайте перейдем к пониманию ki на основе учения Учителя Уесиба. Его взгляд на ki, сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki. Два его положения о ki следующие:
"На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овледевал его внутренними секретами, но я также понял даже более великую истину. То есть, когда я на основе будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и об`единяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми проявлениями об`ектов вселенной.
На основе тонкой работы ki мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ki расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос. Гармония сочетания системы ki-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире."
Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной жизни: " Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ki и проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход waza (правильной техники).
Изменения дыхания, связанные с ki вселенной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта со вселенной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека."
Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными по мере развития мысли: "Тонкие изменения дыхания вызывают внутрениие перемещения ki в теле. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда - медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации или единства разума и тела. Когда концентрация об`единяет тело и разум, сила дыхания становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает самосодержание и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве со вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki."
Из этого следует, что ki имеет две стороны# единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на основе представлений древнекитайских мыслителей, однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через об`единение ki, разума и тела. В процессе тренровки контакт человека с ki вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и каждое движение становится круговым вращением.
Об`яснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и свободного проявления ki в том. что онвидел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку отправления, мы обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни. Энергия ki
Ученик, регулярно занимающийся айкидо, должен иметь собственные взгляды на ki даже при незнании ее исторических и теоретических основ. Как показано в предыдущей главе, ki - это древний принцип, лежащий в основе восточноазиатских философских учений и религий. Однако, существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений занимающихся о ki неизбежны.
Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или: "это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда", или: "Это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе занятий айкидо", или: " Это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую разрядку", и т.д.
Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то принципиальные различия в приведенных ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не только трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей широты и глубины понятие ki не поддается единому определению.
При том, что тема ki может рассматриваться в религиозном и философской аспектах, нас интересует подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и постигается в процессе развития личности, это ведет к становлению характера и развитию личности как целого. Одновременно, такое восприятие ki неизбежно ведет к принятию ее философской и духовной базы. Безусловно, правильное понимание ki должно достигаться как на опыте, так и за счет интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий# методы, содержание и последовательность.
Абсолютная цель тренировок в айкидо - это достижение единства ki, тела и разума, но уникальность айкидо состоит в том, что значение согласования движений с потоком ki подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ki, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики учатся соединению ki разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой тренировки waza. Их учат, например, что ki концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и расслаблен. Когда поток ki идет через руки и кончиуи пальцев, рука без оружия сами становятся оружием, называемым te-gatana, что буквально означает "рука-меч". Перед началом обработки движений принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как kokyu-ho (буквально - дыхательный метод), в положениии как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ma-ai) между собой и партнером.
Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы будо, которые учат соединению разума, техники и тела, айкидо делает упор скорее на ki, чем на технику, и тренирует соединение ki, разума и тела. Конечно, тренировка waza осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ki, разума и тела, и это единственная база для оценки уровня профессионализма в айкидо.
Как мы пытались показать, ki должна постигаться как на опыте, так и в процессе интеллектуальной работы, однако, существует еще один аспект, который не могут не учитывать люди, живущие в век науки. Источник концепции ki лежит в системе взглядов на мир, принятой в древнем Китае, безусловно, связанной с тайнами мироздания. Вопрос состоит в том, насколько это понятие ki подходит к научному мировоззрению.
Когда древние люди использовали силу своего интеллекта и воображения, чтобы понять функционирование вселенной, они пришли к концепции ki. Они пробовали также об`яснить системы порядка в природе и космосе на основе этого принципа. Я верю, что реальность концепции ki как источника происхождения жизни сохранилась, однако, она была основана на наблюдениях познаваемого мира и не включала информацию по неизвестной вселенной.
В наш век науки непостижимая вселенная стала к нам гораздо ближе, и фактически на основе научных знаний мы можем реально увидеть и коснуться того, что раньше было далеко за пределами нашего восприятия, хотя и сейчас это может быть лишь небольшая часть огромного пространства. Для нас может оказаться важным поиск связей ki и современных научных взглядов на вселенную, поскольку научное об`яснение может оказаться необходимым для понимания концепции ki обычными людьми.
Научное изучение вселенной началось в конце 17 века с открытия Исааком Ньютоном Закона всемирного тяготения как фундаментального закона природы. С тех пор произошли значительные перемены, и быстрое развитие привело к тому, что исследование вселенной стало обычным делом. Современная космическая эра началась с Юрия Гагарина - русского космонавта, который облетел вокруг Земли 12 апреля 1961 г. на космическом корабле "Восток I". В условиях сильной конкуренции русских и американских ученых в области космических исследований 20 июля 1969 г. американские космонавты успешно совершили посадку на Луну на корабле "Аполлон 11", а Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. (Третий космонавт США, сейчас сенатор США, Джон Гленн проявлял большой интерес к айкидо, посетил Hombu Dojo и слушал лекцию Учителя Уесиба.) Исследование вселенной с использованием космических кораблей и спутников продолжается, и может оказаться интересным взглянуть, как это сочетается с нашим пониманием ki, но это задача будущего. Однако, для наших целей могут пригодиться некоторые предварительные замечания.
Недавно я прочитал книгу "Космос", которую написал Карл Сейган, выдающийся астроном и лауреат Пултцеровской премии. В специальном предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал:
"Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово "космос" для описания упорядоченной вселенной, доступной для человеческого понимания. Определенно, во вселенной существует порядок. Это не значит, что все находится в идеальном порядке, поскольку в свете научных исследований мы знаем, что вселенная постоянно меняется и в ней много хаотического. Тем не менее, космос, сочетающий упорядоченность и беспорядок, обладает бесконечной красотой.
Наши тела сделаны из звездной пыли. Наше тело состоит из тех же атомов, из которых состоят звезды. Мы дети звезд и звезды наш дом. Возможно, поэтому нас очаровывают звезды и Млечный путь.
Он продолжает:
" Азот, содержащийся в наших генах, кальций в зубах, железо в крови и углерод в нашем яблочном пироге были сделаны в космической кухне, на звезде. Наши тела сделаны из тех же частиц, из которых состоят звезды. Действительно, в очень глубоком смысле мы - дети звезд".
Д-р Сейган заключает, что человечество как наиболее продвинутый вид на Земле должно осторожно относится к проведению новых технических экспериментов и, как дети звезд, работать в гармонии с порядком, существующим в космосе. Кроме того, он абсолютно убежден, что жизнь в соотвествии с изменениями и состоянием вселенной необходима для сохранения нашей цивилизации.
Не будучи философским трудом, "Космос" содержит большую информацию о последних научных достижениях в области исследования космоса. И эта книга снова напоминает нам что вселенная - источник нашей жизни, и что наши жизни непосредственно связаны с ее порядком и изменениями. Имено в этом моменте, хотя и на основе абсолютно другого подхода, проявляется сходство с пониманием жизни в восточно-азиатской философии. Природа вселенной, раскрытая достижениями современной науки, другого порядка - намного сложнение системы мировоззрения, основанной на центральном положении ki и может быть понята на основе только материальных представлений. Но с точки зрения человечества, нашей жизни и нормального существования ее абсолютную суть можно считать совпадающей с содержащейся в азиатской философии. Что касается нормального существования, то азиатская философия включает четкие представления о связи человека и вселенной. По словам Учителя Уесиба необходимый путь - это "гармонизация ki вселенной и индивидуальной ki, контакт со всем сущим через ki и слияние с ki."
Вопрос о возможности научного обоснования концепции ki достаточно сложен. Здесь может быть использована концепция биологического ритма, разработанная лауреатом Нобелевской премии биологом д-ром Карлом фон Фришем. Она не включает непосредственно понятие ki, но дает некоторую информацию для размышления. В соответствии с этой теорией в процессе эволюции живые организмы, находившиеся под влиянием различных циклических изменений, синхронизировали с этими изменениями свою жизнь, выработав биологические ритмы, информация о которых закрепилась в генах. Следовательно, жизнедеятельность многих организмов может рассматриваться как проявление присущего им биологического ритма.
Ученые утверждают, что основа биологических ритмов была заложена в период образования нашей вселенной, когда 4,6 млрд. лет назад образовалась Солнечная система. Начало заложено в связанном с вращением Земли чередовании дня и ночи. 3 млрд. лет назад на фоне этого ритма возникли простейшие организмы. С разделением суши и моря на Земле появилась разнообразная жизнь, характеризующаяся комплексом биологических ритмов. Когда наши предки - древние люди появились на Земле 2 млн. лет назад, биологические ритмы стали очень тонкими и сложными.
В настоящее время известно, что мозг человека содержит 5 млрд. цепочек ДНК, что отражает комплексность биологических ритмов, однако известно также, что на нас в очень большой степени влияют основные природные ритмы: чередование дня и ночи, приливов и отливов, метеорологических и астрономических явлений. *В оригинале пропущены две страницы- нет стр. 30-31*

Айкидо Айкикай