Айкидо распространено во всем мире. Оно имеет тысячи последователей, и они практикуют множество различных стилей под руководством инструкторов, мастерство которых лежит в пределах от достаточного до очень высокого. Между занимающимися айкидо существуют определенные связи. Одним примером является этот форум, другим – ежегодный слет Айки-Экспо, но большая часть учеников одного стиля редко получает возможность на регулярной основе впитывать положительные особенности других стилей – если вообще когда-нибудь ее получает. Это является прямым результатом иерархической природы организаций, распространяющих это искусство. Мне кажется, что следствием этой структуры является не создание условий для сохранения чистоты айкидо и высокого качества его преподавания, а снижение уровня айкидо или, по крайней мере, его раздробленность, на что жалуются везде. Кроме того, это коренным образом противоречит философским взглядам Основателя.

Проведу различие между организационными принципами иерархии и корневой структуры. Определим иерархию как «систему рангов, присваиваемых в соответствии со статусом или авторитетом» (Оксфордский словарь).Важную часть власти иерархии играет концепция права собственности. Право собственности предполагает исключительный контроль над определенными ресурсами – в данном случае это очень сложное знание, что же есть айкидо, либо претензия на обладание этим знанием. Корневая структура – это структура, напоминающая веб-структуру связанных, но независимых узлов. Сила корневой структуры заключается в ее несовместимости с принципом централизации власти. Каждый узел – каждое додзё – является функционально самодостаточным, однако он не изолирован, а взаимодействует с организациями, составляющими одну систему («зонтик»); при этом он никому не подконтролен. Главная роль отдельных индивидуумов – быть приемником и передатчиком данных, и статус каждого находится в прямой зависимости от его способности получать и передавать качественную информацию – в нашем случае имеющую отношение к айкидо. Их ранг, родословная , семейные связи или экономическое положение в этом типе организационной структуры не играют никакой роли.

В начальной истории айкидо распространение этого искусства – иными словами, расширение круга лиц, достигших мастерства – приводило к конфликтам, разделению, расслоению и, хоть мы и не хотим этого признавать, к соревнованию. Идея о том, что составляет истинное айкидо, стало в глазах многих людей делом особой важности, вопросом «собственности», и до сих пор занимает важное место в обсуждениях этого искусства, происходящих сегодня. Это ясно указывает на то, что проблема является более тонкой, чем определение, какая школа лучше воплощает в себе намерения О’Сенсея. На мой взгляд, это маскирует настоящее существо вопроса – именно властная структура айкидо замедляет его обновление и самореализацию отдельных личностей, дробит это учение и изолирует друг от друга преданных ему людей.

В сжатой форме это выражает недавно опубликованный материал Карла Фрайда «The whole Legitimacy Thing». Хотя из своей аргументации о средствах сохранения традиционных школ по пути законной родословной он исключает так называемые «современные организации будо» – такие, как айкидо – он утверждает, что «не имеет никакого значения, каков уровень мастерства у тех, кто ведет преподавание» даже самые квалифицированные учителя находятся за пределами /традиционных школ/, если только не проводят обучение по специально заверенному договору». Такой взгляд достаточно реалистичен, если говорить о традиционных школах, изменение формы и содержания которых на практике не предполагается, однако это применяется и в развивающемся искусстве айкидо, с какой бы организацией ни было связано конкретное додзё. Грубо говоря, обладание брэндом определят тип и качество обучения и, что более важно, возможности личного роста. Фактически шансы изучить айкидо за пределами структуры исчезающее малы. Все это было бы приемлемым, если бы можно было быть уверенными в том, что наилучшие возможности для обучения доступны именно через эту систему, однако нам неизвестно, так ли это, поскольку иных путей, с которыми можно было бы провести сравнение, просто не существует. Известно же нам то, что мы являемся частью организаций византийского типа, у которых собственное воспроизведение является первой задачей, а процветание ее членов – только второй. Думаю, что руководители различных направлений мира айкидо сильно убеждены, что лучшим залогом постоянного совершенствования айкидо является непременное существование их федераций, однако политика и практика исключительности и права собственности, похоже, этому не способствуют. Большое количество различных организаций, которые сейчас в айкидо преобладают были образованы учениками, которых не устраивало направление работы их учителей и которые были полны решимости оставить в айкидо свой собственный след. К несчастью, отход от главной линии почти всегда приводил к тяжелому осложнению взаимоотношений и потере возможностей развития айкидо на пути сочетания новых идей со старыми. Как часто многим из нас говорили не ходить на семинары такого-то и такого-то учителя, потому что он относится к другой школе – а когда человека, изучающего айкидо, поощряли изучать два или более стилей одновременно? Даже допуская, что это не является полезным на ранних стадиях изучения айкидо, что плохого в этом на более высоких уровнях, когда от нас уже можно ожидать, что мы способны лучше отличать технику полезную от бесполезной? Сам О’Сенсей многое почерпнул из разных боевых искусств и, адаптируя к себе их методы, говорил: «вот так мы делаем это в айкидо». Мы же сейчас говорим: «Вот так мы делаем это в Айкикай» или «Вот так мы делаем это в Ёсинкан». Действительно ли это так, как хотел О’Сенсей? Разве не говорил он, что мы должны найти свое собственное айкидо, но только с помощью других и вместе с другими? Если айкидо хочет продемонстрировать миру свои идеалы единства, то сделать это оно не может, поскольку само разделено.

Мы говорим, что с помощью айкидо человечество делается лучше. Я думаю, что айкидо, этот живой организм, переросло японскую культуру, в недрах которой оно родилось и которая его вырастила. Оно достигло таких рубежей, когда для того, чтобы его универсальные ценности были правильно освоены, разные организации, распространяющие будо, должны отказаться от роли охранника и позволить уже зрелым последователям этого искусства составлять свои собственные суждения о том, где и что изучать. В традиционной школе высшим идеалом является преданное сохранение ее методов. В айкидо следование той же цели приведет только к окостенению и бесплодности.

Мир природы состоит из сети связей, и ни один организм не доминирует над остальными. Такой порядок в значительной степени способствует разнообразию и сложности экосистемы, а также большой сопротивляемости постоянным неблагоприятным воздействиям и искажениям – иными словами, оптимизирует процессы выживания и эволюции. Иерархия с ее централизованным контролем и координацией быстрее теряет эффективность, когда начинает распространяться и сообщаться с внешним миром. Ради процветания айкидо это делать необходимо – для того, чтобы оно могло правильно и быстро воспринимать новые достижения и личный вклад в это искусство отдельного индивидуума. Существующие сегодня мощные иерархические структуры должны дать дорогу новому способу мышления – корневому.
Подробнее

Категория: Статьи

айки – Буквально «объединение км»; гармонизированная энергия;

айки Дзюдзюцу – Техники, основанные на применении принципов айки;

айки дзюмон – Деление техник айки на десять категорий;

айки (стиль двух мечей) – принцип использование обеих рук-мечей для нанесения одновременных ударов по болевым точкам на запястье и локте противника;

айки-агэ – поднимание рук вверх для выведения противника из равновесия; в Дайторю обозначает движение «огненного дракона»;

айки-сагэ -опускание рук в стороны для выведения противника из равновесия; в Дайторю обозначает движение «водяного дракона»;

Айкидо - Буквально «путь гармонии»; путь гармоничного ки. Дисциплина, основанная Морихэем Уэсибой после нескольких десятилетий суровых духовных и физических тренировок, включая изучение техник Дайторю под наставничеством Сокаку Такэда;

атэми – Удар рукой или ногой в любую болевую точку тела;

будо – буквально «воинский путь». Воинские искусства;

тинкон кисин – медитативные движения рук, которые также могут использоваться как боевая техника.

дайторю – секретная традиция воинского искусства, практиковавшаяся самураями Айдзу и представленная современному миру в начале двадцатого века мастером Сокаку Такэда;

дайторю айки дзюдзюцу (метод) – один из трех методов выполнения любой техники; этот метод комбинирует атэми и айки тайминг;

дайторюайки но дзюцу (метод) – один из трех методов выполнения любой техники; этот метод большей частью полагается на айки тайминг;

дайторю дзюдзюцу (метод) – один из трех методов выполнения любой техники; этот большей частью полагается на атэми.

до - путь; духовный путь;

додзё – тренировочный зал;

докко - болевая точка, расположенная на шее чуть ниже уха; сюда может оказывается давление в начале техники ирими-нагэ;

эн но сабаки - круговое движение (разворот на одной ноге), выполняемое для нейтрализации и перенаправления атаки;

фудо дайдзи – техника, основанная на использовании кончиков больших пальцев рук в качестве фокальной точки;

фудо но до - буквально «неподвижное движение»; любая техника, для выполнения которой необходимо двигать какую-либо одну часть тела, в то время как другая часть остается неподвижной;

фудо сёдзи – техника, основанная на использовании кончиков мизинцев в качестве фокальной точки;

фукакудэн – техники укладки, при которых атакуется центр противника, захватывается рука в локте и толкается по направлению к его уху или носу;

фунадзоко кудэн – движения, помогающие эффективно применить определенные техники, такие, как рокка-дзё, в которой рука делает широкое дугообразное движение, имитирующее зачерпывание воды со дна лодки.

годэнко – болевая точка на шее;

гуйноми кудэн – движение «чашка сакэ»;

рука-меч – рука, развернутая так, что она режет, «словно нож», и так, что ее ребром, включая и вытянутый мизинец, можно нанести удар или выполнить удержание;

ханми – боевая позиция; треугольная стойка;

хаппо - «Бросок на восемь сторон»;

хара – «Живот»; центр тяжести; физический и духовный центр человеческого тела;

ин’ё но дэн - движение «Инь-Ян»; движение ладони во время броска, при котором ладонь разворачивается вверх в начале броска и вниз к концу броска;

прими принцип - «входа»; решающий шаг вперед, нейтрализующий атаку;

ирими-нагэ - бросок через вход в противника;

дзё - палка длиной в четыре фута;

дзюдзюцу - техники тела, основанные на принципе гибкости;

дзюиу - искусство; техника; воинское искусство;

каэси-вадза – обратные техники; контртехники против техник противника;

кайсё но дэн – движение, когда при захвате запястья пальцы широко расставляются;

камаэ - стойка; позиция, принимаемая в начале техники;

кэндо - японское искусство фехтования на мечах, для занятий которым используется защитная экипировка и бамбуковые мечи;

кэса-гири – диагональный удар поперек тела;

ки – жизненная сила;

киай – преисполненный духа крик; также состояние полной заряженности ки;

ки но мусуби – техники объединения ки;

кимэру – сделать решительное удержание;

котэ-гаэси – замок кисти с последующим броском;

кёкути – болевая точка возле локтя;

ма-ай – боевая дистанция между тори и укэ;

мусуби – созидательная энергия; жизненная сила;

мяку-моти но дэн – захват «пульс»; захватить руку противника в точке пульса и вывернуть руку;

обигураи но дэн – «Уровень пояса»; переведение руки противника на уровень пояса для выполнения техники котэ-гаэси;

о-сики-ути – «Упражнения в комнате». Термин, под которым техники Дайторю были известны начиная примерно с семнадцатого века, и который дает представление о том, насколько ревностно их оберегали от посторонних;

о-томэ будзюцу – «Внутриклановое воинское искусство». Ранний термин для различных воинских искусств, включая и Дайторю, указывает на ту секретность, с которой охранялась традиция;

сэйдза – формальное положение на коленях;

сэнсэй – Учитель, мастер;

сихо-нагэ – бросок на четыре стороны;

синки – «Божественный дух»; наичистейшая, наиболее возвышенная форма ки;

Синто – исконно японская религия;

сёкай – болевая точка возле локтя;

сёмэн – темя или часть лица между глазами;

сёмэн-ути – удар в темя или в лицо между глазами;

тантра – индуистское и буддистское эзотерическое учение и ритуальные наставления по использованию всего потенциала тела;

дао – жизненная сила в древнем китайском учении даосизме;

тори – тот, кто отвечает на атаку;

укэ – тот, кто начинает атаку;

укэми – падения; используются для избежания травм, при выполнении техник;

вадза – техника;

Йога – индийская система гимнастики и укрепляющих здоровье упражнений; также философия объединения сознания и тела;

ёкомэн – боковая часть головы;

ёкомэн-ути – удар по голове сбоку;
Подробнее

Категория: Статьи

Выполнение техник айкидо подразумевает четкое и правильное их выполнение. Приемы айкидо невозможно правильно выполнять без знания принципов айкидо и философии айкидо.

Приемы айкидо – разнообразие единого…
Изучение приемов айкидо начинается с самых элементарных техник айкидо. Сначала даются все базовые приемы айкидо. Причем все приемы выполняются без верхних страховок или даже без падений. На начальном этапе изучаются все варианты захватов и элементарные освобождения от них. Потом постепенно переходят к низким страховкам и с развитием понимания айкидо начинаются верхние страховки.

Приемы айкидо
изучаются не только тем кто их выполняет (наге), но и тем, кто нападает (уке). Так почувствовав на себе прием айкидо иногда можно понять суть техники или какой-нибудь нюанс. Особенно полезно ассистировать продвинутым в техниках ученикам или тренерам.

Приемы айкидо совершенно разнообразны по своему содержанию, наполнению и смыслу. Мастер айкидо может выполнить один и тот же прием с разными целями – от банального контроля над противником до травмы. Все зависит от ситуации. Хотя на тренировках все приемы айкидо выполняются мягко, в реальной ситуации эти техники айкидо могут быть просто одноразовыми.

Айкидо родом из Японии, а поэтому там много уделяется работе с оружием и против него. Практически все мастера айкидо считают, что айкидо и оружие неразделимы. Отсюда же и большое разнообразие техник от всевозможных захватов, которые в нормальной жизни вряд ли кто то будет применять. Раньше нападающие хватались за человека, чтобы тот не успел достать оружие и воспользоваться им. Сейчас все чаще пытаются сразу ударить. Но и на это есть в айкидо куча приемов.

Первоначально все начинающие постигать это интересное боевое искусство находятся в постоянном напряжении и поэтому быстро устают на тренировках. Айкидока должен уметь напрягаться только тогда, когда это действительно необходимо и актуально. Тем, кто освоил возможности своего организма и правильно расходует энергию своего организма может в течении нескольких часов демонстрировать техники айкидо при сдаче на очередной пояс.
Подробнее

Категория: Статьи

Назад 1 2 3 4 5 6 Вперед

Айкидо Айкикай